Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 

Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Стахановцев, д. 10
Телефон: +7 (34398) 219-55

 приложение МЧС для apple приложение МЧС для андроид

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Методический кабинет 2017-2016

Методический кабинет 2017-2016

25 декабря 2017

Методический кабинет

Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

 

Реализуемый в нашем детском саду подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и сверстниками.

 

Основной целью работы для меня — совершенствование речевого развития воспитанников.

 

Задачи, которые были поставлены перед собой, для решения этого вопроса, следующие:

 

1.​ Создание речевой среды, которая дает образцы языка.

2.​ Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).

3.​ Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

 

Речевой средой в раннем возрасте является прежде всего речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.

 

Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т.е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.

 

Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

 

Развитие речи Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем: 1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; 2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

 

«Игры с водой для развития речи» Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

 

Данный материал может быть использован при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными речевыми нарушениями.

 

Развитие диафрагмального дыхания

 

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

 

  • Набирай воздух через нос, не поднимая плечи.
  • Надувай живот «шариком».
  • Выдыхай медленно и плавно.

-Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

 

«Буря»

 

Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.

 

«Морская прогулка»

 

Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

 

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

 

- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев. — погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».

- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

 

Развитие фонематического слуха

 

«Спрячь ручки»

 

Прятать руки в воду, услышав заданный звук.

 

«Водолаз»

 

Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

 

«Два моря» Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в « море С» и «море Ш»).

 

«Шторм»

 

На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям»

 

Формирование слоговой структуры слова

 

«Камешки»

 

Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

 

«Исправь ошибку»

 

Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

 

Словарная работа.

 

«Родные слова»

 

В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет).

 

«Я делал — я сделал»

 

глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т.д.

Совершенствование грамматического строя речи.

 

«Кораблик»

 

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

 

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

 

«Подбери слово»

 

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое)

 

Связная речь

 

«Что случилось?» в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

 

«Расскажи сказку»

 

- используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

 

«Придумай историю»

 

- используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

 

«Рыбка»

 

- выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ- описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела.

 

«Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко- глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

 

Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста

 

Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чувства рук. Для более успешной манипуляции предметами надо с раннего возраста развивать мелкую моторику рук.

 

Игры с водой и самомассаж помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.).

 

Основной приём самомассажа – поглаживание, с различной степени надавливания, не сдвигая складки кожи. В зависимости от силы поглаживания может успокаивать (поверхностное) или возбуждать нервную систему (сильное с нажатием, прерывистое).

 

Рука ребёнка ещё очень слаба, поэтому в данном случае речь пойдёт о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону руки малыш поглаживает мягкой губкой или кусочком меха – это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание жёсткой щёткой или предметом (орехом, карандашом) кончиков пальцев повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).

 

Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

 

Практические упражнения с водой (выполняют родители):

 

  • Игра «Водичка» ( хлопают руками по воде, таз с тёплой водой)

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится.

Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает. Выучите потешку «Водичка-водичка».

 

  • Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)

Тарарам-тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка, папа, мама, я-

Вот и вся моя семья.

(опускают руки в тёплую воду, вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие кто по характеру, кто, что делает)

 

  • Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой)

Огурец – раз, огурец – два,

Помидор – раз, помидор – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

 

  • Игра «Киска» (2-3 раза мягкой губкой проводить по наружной поверхности от кончиков пальцев до лучевого сустава , затем ребёнок проводит сам)

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Чёрная, блестящая, пушистая, лохматая.

«Мяу-у-у»

Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький.

Сядет – умывается, лапкой утирается. «Мур-Мур-Мур!»

 

  • Игра «Праздник ёлки» (расправление пальцев рук, прокатывание грецкого ореха (массажного шарика) по ладошке или шестигранного карандаша)

Скоро, скоро Новый год,

Ёлка в гости к нам придёт.

Ёлочку украсим, встанем в хоровод,

Весело, весело встретим Новый год!

 

  • Игра «Осень» (расслабление кисти руки, потряхивание кистями руки вниз или вверх)

Дождик, дождик подожди,

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

 

  • Игра «Ноги ходят по дороге..» (разминание бугорков пальцев четырмя пальцами другой руки или ворсом зубной щётки)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

 

  • Игра «Рыбки» (в сухом бассейне)

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

 

Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, в сухом бассейне, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь и развивать речь детей. Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания.

 

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребенка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.

 

Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык». Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки. Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать. Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами. Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Ее цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом. Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут. Использовать упражнения для развития мелкой моторики. Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

 

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

 

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре вы получите первые шедевры маленького художника.Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми. Например, звуки «з-ж». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука

 

Пальчиковые игры

 

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

 

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

 

МОЯ СЕМЬЯ

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

 

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

 

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

 

УЛЕЙ

 

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

 

КАПУСТКА

 

Мы капустку рубим рубим,

Мы капустку солим солим,

Мы капустку трем трем,

Мы капустку жмём жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

 

Литература:

 

Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009

Степанова О.А. С79 Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)

 

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005


На сайте школа6нс.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы